Рынок подталкивает
Эксперты отмечают, что мировой рынок локомотивов характеризуется чрезвычайно жесткой конкуренцией. Поэтому отдельные предприятия обычно проигрывают в борьбе за заказ. Особенно это касается рынка постсоветских государств, на которых заказы от государственных железнодорожных операторов получают преимущественно дружественные к власти машиностроительные холдинги.
При этом украинский рынок сбыта сравнительно небольшой, ведь "Укрзализныця" имеет постоянные проблемы со средствами, а, следовательно, не может заказывать достаточное для шести украинских заводов количество подвижного состава. Зато Российская железная дорога ежегодно закупает значительное количество дизель-поездов. Однако обеспечить себе серьезное присутствие на соседнем рынке у "Лугансктепловоза" не получалось: там "прочно засел" "Трансмашхолдинг".
Когда эта компания впервые купила восточноукраинский завод, она показательно отдала ему часть своих заказов. По словам заместителя ее генерального директора Анатолия Мещерякова, российский рынок может потреблять до 88% всей продукции приватизированного предприятия.
Однако после того, как в октябре 2009 года украинские суды и тогдашнее БЮТовское руководство Фонда государственного имущества, недовольные заниженной ценой продажи, заставили россиян передать покупку государству, у украинского предприятия не менее показательно исчезли даже те российские заказы, которые были до приватизации. Начались долги по зарплате, которые, по данным главы ФГИ Александра Рябченко, составляют 26 миллионов гривен - самые большие среди всех государственных предприятий.
Никто не сомневался, что "Лугансктепловоз" снова купят россияне
Поэтому никто не сомневался, что "Лугансктепловоз" снова купят россияне. Тем более, что им до сих пор, по возвращении "Лугансктепловоза" в госсобственность, не вернули 292,505 млн. гривен, заплаченных в 2007 году за это предприятие. Поэтому для них реальная цена покупки была бы меньше на эту сумму.
Разве что совладелец группы "Приват" Игорь Коломойский надеялся отбить это предприятие: ему не впервой управлять заводами в условиях блокады, так, как это произошло с "Укртатнафтой". Вот только платить большие суммы за предприятия он не привык. Потому мог полагаться только на временный срыв аукциона.
Торговаться не стали
Состав участников конкурса по повторной приватизации 76% холдинговой компании "Лугансктепловоз" вызвал дежавю: почти те же фигуранты боролись год назад за приватизацию Одесского припортового завода.
Это крупный российский капитал, представленный группой "Трансмашхолдинг", а конкретнее - "Брянским вагоностроительным заводом", бизнесмен Константин Григоришин со своим сумским НПО им. Фрунзе и "Приват", воплощенный в этот раз в кипрскую "Мантар холдинг".
На предварительном этапе отсеялись еще три "приватовские" оффшорки, а Стахановский вагоностроительный завод Константина Жеваго поинтересовался документами о деятельности предприятия, но заявки на конкурс не подал. В то же время не было заметно никакого интереса со стороны транснациональных корпораций, таких, как Siemens, который в 2007 году предприятием интересовался.
Напомним, за ОПЗ также боролись Коломойский, Григоришин и в роли крупного российского капитала группа "Газпрома".
Состав участников конкурса по повторной приватизации 76% холдинговой компании "Лугансктепловоз" вызвал дежавю: почти те же фигуранты боролись год назад за приватизацию Одесского припортового завода
Однако в этот раз ФГИ не разрешил "Привату" снова заблокировать продажу предприятия через суд, а потом запугать российских инвесторов длительной юридической волокитой. Накануне конкурса, 14 июня, ФГИ решил не допустить "Мантар" к участию в приватизации, мол, она подала неполный пакет необходимых документов. Конечно, обжаловать это решение в суде "Приват" уже не успевал. На конкурсе осталось двое участников: россияне и Григоришин.
[page]
Последний оказался чисто формальным игроком: он объявил стартовую цену в 400 млн. гривен, а когда цена "Брянского машзавода" оказалась больше на 10 миллионов, то торговаться не стал. Итак, намерения купить завод у него не было никакого.
Призвав участников торговаться, лицитатор аукциона снял очки и внимательно на них посмотрел. Но стояла тишина, и предложений больше не было. Тогда звукооператор усилил звук трансляции, чтобы журналисты хорошо расслышали финальный удар молотка: "Лугансктепловоз" отошел старому владельцу по цене 410 млн. гривен.
Обвинения и оправдания
Депутат-"нашеукраинец", бывший глава ФГИ Александр Бондарь, возмущен результатами конкурса. "Я не знаю, почему не хватило ума сделать хотя бы 2 шага аукциона, поднять цену на несколько миллионов, хотя бы для прессы. Если НПО им. Фрунзе и "Приват" выделили по 40 млн. гривен залога для участия в конкурсе и проигнорировали его, значит, они договорились с властями о каких-то других уступках", - отметил депутат.
"Лугансктепловоз" отошел старому владельцу по цене 410 млн. гривен
По его словам, российская компания - очень мощная, имеет деньги, и могла бы заплатить большую сумму. Ведь, согласно рыночной капитализации компании, ее цена составляет до 800 млн. грн.
В то же время Александр Рябченко оправдывает заниженную стартовую цену. "У нас и так было немного участников... Если бы стартовая цена была выше - так, может, вообще не было бы претендентов на завод. Если бы цена была 500 - то никто не взял бы участия в конкурсе, и мы были бы вынуждены на 30% снизить цену", - отметил чиновник.
Чиновник признался, что результатами конкурса недоволен, но отменять результаты конкурса по решению конкурсной комиссии не станет, в отличие от уже упоминавшегося аукциона по продаже ОПЗ. По его мнению, такая практика - незаконна. К тому же ему, мол, слишком небезразлична судьба работников завода, которым все-таки нужна зарплата.
Возможность "клево зависнуть"
Теперь возможны три пути развития ситуации. Во-первых, "Приват" пообещал обжаловать в суде свой недопуск к конкурсу. Если это произойдет - предприятие "зависнет" так же, как и Одесский припортовый, в неопределенном статусе. Ведь договор между "Трансмашхолдингом" и ФГИ готовится 10 дней, за это время суд может запретить его заключать.
Но если Коломойский действительно договорился с властью, то этот вариант исключен.
Александр Рябченко оправдывает заниженную стартовую цену. "У нас и так было немного участников... Если бы стартовая цена была выше – так, может, вообще не было бы претендентов на завод
Во втором варианте ФГИ придется судиться с "Трансмашхолдингом". Ведь Хозяйственный суд Киева 1 апреля постановил, что государство должно вернуть "Брянскому машзаводу" не 292 млн. гривен, а 58 млн. долларов, которые в 2007 году реально потратил покупатель. Сейчас это составляет около 460 миллионов гривен.
Рябченко пообещал 16 июня подать кассацию на это решение. Однако если суд его не отменит, то государство окажется еще и должным нынешнему покупателю. Правда, доплачивать ему за покупку не будет: согласно законодательству, ФГИ должен вернуть бывшему владельцу средства только с той суммы, которую получил на конкурсе по перепродаже. Итак, государственный бюджет просто останется без живых приватизационных средств.
Если же с россиянами удастся договориться о привязке суммы компенсации к гривне, то ФГИ получит-таки на свои счета около 118 миллионов гривен живых средств. А "Трансмашхолдинг" сможет начать воплощать свои обещания о выводе продукции завода в Индию, Китай и другие экзотические рынки.
Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!
Комментарии (5)
а налоги в гос. бюджет с продажи продукции завода будут теперь платить.
Прокомментировать Мне нравится (0 пользователю)ну теперь рванем...
Прокомментировать Мне нравится (0 пользователю)Когда работает завод, Луганчанам создают раб. места и налоги в местные платят- отлично. А рвзве лучше когда заводы стоят и люди без работы, спец-ты на рынках или в СНГ едут ,прокормит свои семьи? Нам нет разницы кто купил, лишь бы з-д работал, а то ЮВТ хотела видимо продать "своим" , не успела. Наконец-то и у нас праздник-Луганчане заработают и жить будут))))))))))))))))))))))))))))))
Прокомментировать Мне нравится (0 пользователю)Если сами неспособны обеспечить работой заводы, дайте другим.
Прокомментировать Мне нравится (0 пользователю)По возможности помогайте, или хотя бы не мешайте!!!
Главное чтобы завод работал.
Прокомментировать Мне нравится (0 пользователю)Люди получали зарплату.
Государство налоги.
И меньше нахлебников и ненужных контролеров- дармоедов.