Старший советник президента Альфа-Банка Роман Шпек рассказал о своих ожиданиях от круглого стола, который проводит The Economist. А также о том, что власти должны рассматривать бизнес как партнера.
Какие у вас ожидания от круглого стола? Такие мероприятия действительно помогают или их можно охарактеризовать как "бизнес-тусовка"?
Во-первых, это возможность людей, партнеров, а иногда и конкурентов встретиться и поговорить. Возможно даже более откровенно, чем во время официальных встреч, о проблемах, которые препятствуют активному развитию бизнеса в Украине. Речь идет не только о проблемах, хотя они действительно существуют, главное - это определение возможностей и перспектив. Чтобы воспользоваться возможностями и улучшить перспективы, необходимо четко очертить и устранить недостатки.
В целом ожидания от круглого стола у меня вполне прагматичные. Это не то событие, о котором писал Герберт Уэльс: "Которая изменит мир", но это событие, без которого будущее экономическое развитие и дальнейший рост деловой активности частного бизнеса в Украине невозможны.
Важнейший вопрос, на который должен ответить круглый стол - как в Украине деловую и правовую среду сделать благоприятной для частного бизнеса, как за счет усилий власти и бизнеса обеспечить устойчивое экономическое развитие - основу улучшения благосостояния наших граждан. Такие круглые столы - это всемирная практика. Такие события в развитых странах происходят чаще и оказывают большое влияние на развитие деловой активности. Организатор этого мероприятия - всемирно известный журнал The Economist - привлекает внимание к этому мероприятию и, соответственно, к Украине.
Какие основные трудности вы испытываете при ведении бизнеса в Украине?
Важнейшим является то, что Президент Украины Виктор Янукович начал внедрять серьезную программу экономических реформ. А проблемы? Их немало. Основная - экономика и бизнес-среда требуют реформирования. Незавершенность реформ приводит к тому, что условия для ведения бизнеса в Украине остаются неудовлетворительными.
В 2011 году в рейтинге экономических свобод от Heritage Foundation and Wall Street Journal Украины заняла 164 место среди 183 стран. Это при том, что даже Россия - 143. По рейтингу легкости ведения бизнеса Doing business в 2011 году у Украины - 145 место. Опять же Россия - на 123-м.
Если подытожить, то условия для ведения бизнеса в Украине еще ненадлежащие - из-за коррупции, а также непрозрачности судебной системы, и это ощущают все участники рынка.
Для примера возьмем ситуацию, возникшую в банковском секторе. Как финучреждения могут кредитовать экономику, если суды разрешают некоторым предпринимателям не выполнять своих обязательств путем подтверждения их сомнительных схем? А именно: фиктивного банкротства, вывода активов, признания кредитных и договоров поручительства нелегитимными.
Последним ярким примером неправомерности решения судебной системы можно назвать решение Высшего хозяйственного суда, принятое в среду. В свое время Альфа-Банк в виде залога получил имущественные права на незавершенное строительство элеватора в Одесской области. Когда же заемщик, а именно компания "Агропрайм", перестала выполнять свои обязательства, банк решил вступить в свои законные имущественные права. Впрочем, заемщик решил в судебном порядке оспаривать законность такого залога. И что же делает Высший хозяйственный суд? Он признает договор залога имущественных прав на незавершенное строительство элеватора недействительным.
Фактически такие решения блокируют кредитование незавершенного строительства. То есть сейчас банки отказываются кредитовать девелоперов, желающих достроить жилые дома и другую ипотеку. Существует много примеров, когда суды первой инстанции по одному и тому же вопросу принимают различные решения, а суды высшей инстанции вместо того, чтобы обобщить судебную практику, просто наблюдают за этим "броуновским движением". И это бездействие приводит к появлению известных на всю страну "засевальников". В свою очередь государственные и частные нотариусы способствуют выведению ликвидного залога, что также усложняет работу банков по возвращению средств по проблемным кредитам.
Как можно дальше говорить об инвестировании и кредитовании банками экономики? Вот вам и препятствия для ведения бизнеса.
Как вы считаете, должна быть государственная поддержка бизнеса или для правительства лучшая тактика - невмешательство?
Основной поддержкой для бизнеса со стороны государства являются стабильные и предсказуемые условия развития государства, а, следовательно, и бизнеса; прогнозируемость правовой, налоговой и таможенной системы; внедрение понятных изменений со стороны государства только после обсуждения этих изменений с бизнесом.
Фактически государство должно рассматривать бизнес как партнера, а не бороться с ним. К сожалению, мы сейчас наблюдаем противоположную ситуацию. Правительство должно пропагандировать и внедрять высокую финансовую дисциплину.
Что касается борьбы с коррупцией, с серым ввозом товаров, с укрытием от налогов - государственные контролирующие органы должны проводить жесткую политику, направленную на борьбу с незаконными действиями. Очень важно в этом контексте, чтобы правительство выполняло свои обязательства и служило примером. Прежде всего это своевременное возвращение НДС экспортерам. Нельзя допускать недофинансирование предусмотренных бюджетом выплат, задержек с выплатами заработной платы и пенсий, оплаты по больничным листам.
[page]
Государственные и коммунальные предприятия и учреждения находятся в ситуации, когда они заказывают продукцию или услуги, но нечем платить за них. Таким образом они порождают неплатежи. В этих обстоятельствах требовать платежной дисциплины от других - нереально. Государство должно гарантировать и обеспечивать высокий уровень финансовой дисциплины в Украине. Все члены общества, субъекты договорных отношений, должны понимать, что каждый счет должен быть обязательно оплачен, а каждый долг - возвращен.
Целей, провозглашенных Президентом, нельзя достичь только за государственный счет, поэтому мы должны создать условия, чтобы частные инвесторы рассматривали Украину как привлекательную для осуществления инвестиций, для обеспечения экономического роста страны.
От этого выиграют все - государство путем роста доходов бюджета, роста могущества и независимости, граждане из-за роста благосостояния, социальной защиты, появления гордости за себя и свою страну. Таких примеров немало и у наших соседей - Польши, Словакии, России, Казахстана.
Какие реформы нужны Украине срочно, а с какими заявленными правительством реформами можно подождать?
Нам не нужно ждать с реформами, мы ждали почти 20 лет. Ведь для того, чтобы Украина заняла достойное место среди других стран, нам нужно двигаться ускоренными темпами внедрения реформ. Нам нужно прекратить дискутировать, вместо этого следует объединить свои усилия.
Необходимо сделать работу правительства по проведению экономических реформ более последовательной и эффективной. Следует находить аргументы для того, чтобы продвигать реформы. Первое, что я посоветовал бы правительству - это выбросить из своего лексикона определение "непопулярные реформы", их нужно заменить на "крайне нужные", "запоздавшие", "тяжелые", "реформы, гарантирующие рост благосостояния населения".
Если мы говорим об инвестиционном климате, то в этом контексте судебные реформы являются определяющими. Что касается развития конкуренции, структурных реформ, реформ в сфере ЖКХ, реформирования энергетической отрасли на основе энергосбережения и энергоэффективности, диверсификации промышленности и экспорта, реорганизации системы образования, здравоохранения, то такие жизненно необходимые реформы вообще нельзя откладывать. А средства на такое реформирование может дать рост экономики, в том числе и за счет инвестиций, да и ЕБРР, Всемирный банк с удовольствием примут участие в таких проектах.
Еще одним направлением реформ, которые необходимо проводить, является повышение финансовой грамотности населения, в частности, культуры финансовой дисциплины. Если человек подписывает договор, он должен четко осознавать, что подписывает, и выполнять обязательства по нему. Также важно безоговорочное исполнение платежей или возвращение депозитов со стороны финансовых учреждений. В связи с этим правительство должно завершить работу с рекапитализированными банками. Необходимо решить судьбу неплатежеспособных банков, такие финансовые учреждения не должны долго оставаться на рынке.
Насколько бизнес-элита Украины способна влиять на государство, защищая свои интересы?
Это общая мировая практика. К сожалению, в Украине бизнес-элита еще не объединена, к этому необходимо прийти. Ведь бизнес-элита через свой диалог с властью способствует достижению взаимопонимания и экономического роста. В этом направлении еще многое предстоит сделать.
Как писал finance.tochka.net, стремясь создать открытый и откровенный диалог между бизнесом и украинским правительством, The Economist проводит "Украинская Саммит" в Киеве 29 марта.
Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!
Комментарии